Бюджетный учет

Поступление товаров, работ, услуг и их приемка в разные даты обязывают создать резерв

Поступление товаров, работ, услуг и их приемка в разные даты обязывают создать резерв
© 5seconds / Фотобанк Фотодженика

С учетом разъяснений Минфина России актуализированы и наши Путеводители по бухгалтерским проводкам:

  • для казенных учреждений и органов власти;
  • для бюджетных и автономных учреждений.

Получите полный доступ к Энциклопедии решений системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Ведомство дало системные разъяснения об отражении в бухгалтерском учете операций по приемке товаров, работ, услуг с формированием документов о приемке в ЕИС в сфере закупок (Письмо Минфина России от 11 ноября 2022 г. № 02-06-07/110108). В этом случае приемка по такому документу может быть произведена не в момент передачи / поступления товара, а с временным разрывом. Минфин России предлагает полный перечень бухгалтерских проводок для отражения указанных операций включая корреспонденции по счетам санкционирования:

Что закупаем?

Казенные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения

Товары

Получаем ЛБО на закупку

Утверждаем плановые назначения по расходам в Плане ФХД

Ставим на учет принимаемые обязательства при размещении в ЕИС извещений об осуществлении закупки

Ставим на учет принимаемые обязательства при размещении в ЕИС извещений об осуществлении закупки

Ставим на учет бюджетные обязательства при заключении контракта

Ставим на учет обязательства при заключении контракта

Перечисляем аванс поставщику

Перечисляем аванс поставщику

Принимаем к учету материальные ценности

Принимаем к учету материальные ценности

Ставим на учет денежное обязательство по результатам приемки

Ставим на учет денежное обязательство по результатам приемки

 

Работы

Получаем ЛБО на закупку

Утверждаем плановые назначения по расходам в Плане ФХД

Ставим на учет принимаемые обязательства при размещении в ЕИС извещений об осуществлении закупки

Ставим на учет принимаемые обязательства при размещении в ЕИС извещений об осуществлении закупки

Ставим на учет бюджетные обязательства при заключении контракта

Ставим на учет обязательства при заключении контракта

Перечисляем аванс подрядчику

Перечисляем аванс подрядчику

Принимаем к учету выполненные работы

Принимаем к учету выполненные работы

Ставим на учет денежное обязательство по результатам приемки

Ставим на учет денежное обязательство по результатам приемки

 

Услуги

Получаем ЛБО на закупку

Утверждаем плановые назначения по расходам в Плане ФХД

Ставим на учет принимаемые обязательства при размещении в ЕИС извещений об осуществлении закупки

Ставим на учет принимаемые обязательства при размещении в ЕИС извещений об осуществлении закупки

Ставим на учет бюджетные обязательства при заключении контракта

Ставим на учет обязательства при заключении контракта

Перечисляем аванс исполнителю

Перечисляем аванс исполнителю

Принимаем к учету оказанные / потребленные услуги

Принимаем к учету оказанные / потребленные услуги

Ставим на учет денежное обязательство по результатам приемки

Ставим на учет денежное обязательство по результатам приемки

 

Коммунальные услуги

Получаем ЛБО на закупку

Утверждаем плановые назначения по расходам в Плане ФХД

Ставим на учет принимаемые обязательства при размещении в ЕИС извещений об осуществлении закупки

Ставим на учет принимаемые обязательства при размещении в ЕИС извещений об осуществлении закупки

Ставим на учет бюджетные обязательства при заключении контракта

Ставим на учет обязательства при заключении контракта

Перечисляем аванс поставщику коммунальных ресурсов

Перечисляем аванс подрядчику поставщику коммунальных ресурсов

Принимаем к учету объем потребленных коммунальных ресурсов

Принимаем к учету объем потребленных коммунальных ресурсов

Ставим на учет денежное обязательство по результатам приемки

Ставим на учет денежное обязательство по результатам приемки

 

Детальный порядок учета рассмотренных операций в соответствии с разъяснениями Минфина – в новой пошаговой инструкции «Закупка товаров, работ, услуг в бюджетной сфере: от А до Я»

Помните, что Инструкция № 157н обязывает отражать операции в регистрах бухгалтерского учета по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного учетного документа, но не позднее следующего дня после этого. А значит принять к учету следует:

  • товары и результаты работ – датой их поступления,
  • услуги – последней датой периода их оказания / потребления

И это требование должно выполняться даже если приемка произведена не в момент передачи / поступления товара, результатов работ, т.е. когда дата фактического получения / поставки состоялась ранее даты документа приемки в ЕИС.

Отражая в учете информацию о первичном учетном документе указать надо его наименование и дату документа (она отражена в заголовочной части документа). Вместе с тем датой совершения операции является дата подписания документа (это дата, указанная в его оформляющей части) или период выполнения работы/услуги, указанный в содержательной части документа. И если эти даты не совпадают, в первичном документе обязательно следует указать дату совершения операции.

Обязанность заказчика произвести оплату по контракту и показать обязательство на счете 302 00 возникает у учреждения с даты приемки товара, работы, услуги – это дата подписания документа в ЕИС. Учитывая, что на момент поступления товаров, работ, услуг срок предъявления требования по оплате еще не наступил (имеется тот самые временной разрыв с датой приемки в ЕИС), учреждение на момент поступления товара, выполнения работы, оказания услуги не может однозначно определить дату подписания документа приемки. А значит указанные обязательства признаются отложенными и требуют начисления резерва на счете 401 60 с одновременным отражением суммы отложенного обязательства на счете  502  99.

Иными словами по факту поставки товаров и в тех случаях выполнения работ / оказания услуг, когда оформляются место два документа (о получении и об электронной приемке), мы должны показать отложенные на этот временной разрыв обязательства. Обратите внимание, эти отложенные обязательства будут одновременно с бюджетными обязательствами отражаться в разделе 3 Отчета (ф. 0503128, ф. 0503738). А после электронной приемки или подписания Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) и возникновения кредиторской задолженности отложенные обязательства вместе с денежными перейдут в раздел 1 Отчета (ф. 0503128, ф. 0503738). Если же товары, работы, услуги не будут приняты (не подписан документ электронной приемки / Акт (ф. 0510452), в учете будет отражен новый факт хозяйственной жизни – отказ от приемки – обратной проводкой.

Исходя из положений Инструкции № 157н и Стандарта «Резервы…» к таким обязательствам относится и потребленная «коммуналка» – ее размер может быть расчетно-документально подтвержден даже без первичных документов. Значит, по этим обязательствам в конце отчетного периода (квартала) должен быть начислен резерв. Затем датой поступления первичного документа в бухгалтерском учете за счет суммы ранее созданного резерва будут признаваться денежные обязательства. Обратите внимание, в данном случае позиция Минфина напоминает нам о резерве под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы. Да, он не упоминается напрямую, но аналогия очевидна в предлагаемом механизме – на основании расчетных данных создать резерв. Когда и как его показать? Это будет зависеть от условий контракта и учетной политики. Но не забывайте: если в годовой отчетности зарезервированы суммы под позднее поступление документов по «коммуналке», после их получения за пределами срока сдачи отчетности кредиторку оплачиваем за счет резерва текущей датой, а входящие остатки не корректируем.

Обратите внимание еще на несколько важных моментов:

  1. Согласно положениям ГК РФ приемка работ по договору подряда удостоверяется единственным документом – актом. Соответственно, в части оформления результатов работ есть одна дата – это дата, когда заказчик подписал документ и завершил сделку. Если исходить из того, что по выполненным работам стороны оформляют один документ с одной датой, он будет фиксировать и приемку, и период завершения работ. В этом случае начислять резерв не требуется. Однако нельзя исключать ситуации, когда подрядчик разместит в ЕИС подписанный со своей стороны первичный документ (например, акт ф. КС-2), датированный одним месяцем, а учреждение подпишет его в следующем месяце. Образуется временной разрыв – в этом случае резерв необходим.
  2. Да, вполне допустима ситуация, когда поступление товаров, работ, услуг и их электронная приемка осуществляются по одному документу. Резерв не начисляем, можно сразу признать расходы на счете 401 20 / 109 00 и кредиторскую задолженность перед поставщиком. И здесь важно следующее: этот один документ должен быть отражен в учете в том отчетном периоде, когда имела место поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, независимо от того, будут ли расхождения по датам в заголовочной, содержательной и оформляющей части документа. То есть ориентироваться надо на дату свершения факта хозяйственной жизни, а не на дату формального составления документа.
    Но если документов два – накладная / УПД / и пр. + документ об эл.приемке либо (если не требуется размещения в ЕИС) Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) в электронной форме, значит имеют место две даты. И даже если это даты одного отчетного периода, предусмотрите формирование резерва.
  3. Будьте внимательны при отражении в учете операций с поступлением товаров. Инструкции по учету не предусматривают типовых проводок со счетом 105 00 при начислении резерва. Поэтому формирование резерва предстоящих расходов в случае временного разрыва между поступлением и электронной приемкой товаров Минфин указывает проводить через дебет счета 106 00, и лишь затем перевести Дт 105 00 – Кт 106 00. То же касается и товаров, объем которых учреждение выбирает в течение долгого времени – ГСМ, бутилированная вода и т.п. При временном разрыве приходовать такие матзапасы сразу на счет 105 00 нельзя – только через счет 106 00 с начислением резерва.
    И не забудьте про НДС к вычету: проводки Дт 210 12 — Кт 401 60 в Инструкциях нет, значит, ее нужно предусмотреть в учетной политике и согласовать с учредителем и финорганом.
  4. Не стоит полагаться на то, что при приеме годового отчета орган-учредитель не увидит, начислен резерв под временный разрыв между поступлением и электронной приемкой товаров или нет. Проверить это сможет КСП, когда в феврале-марте наступит время проверки консолидированной отчетности ГРБС, а в ЕИС будут размещены все документы по контрактам отчетного года. И вот тогда вряд ли удастся избежать штрафа за искажение отчетности по ст. 15.15.6 КоАП.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть