Образование

ГИА – 2022: прогнозируемые сценарии организации и проведения ЕГЭ и ОГЭ

IconicBestiary / Depositphotos.com

Несмотря на то что учебный год начался только полтора месяца назад, школьники, родители, педагоги и органы управления в сфере образования уже озадачены вопросами организации и проведения всероссийских проверочных работ (далее – ВПР), а также экзаменационной кампании – 2022. Как показал анализ вопросов, собранных к Всероссийской встрече с родителями, интерес к этим темам по-прежнему связан с нестабильной эпидемиологической ситуацией по COVID-19 в стране, которая уже на протяжении двух лет вносит свои коррективы не только в формат обучения, но и в порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

Поскольку динамику развития пандемии сложно спрогнозировать на будущее, но все участники образовательного процесса заинтересованы в том, чтобы заранее начать готовиться к экзаменам, федеральные органы власти в сфере образования уже сейчас прорабатывают разные сценарии организации и проведения экзаменационной кампании. О планах уполномоченных органов по этому и иным актуальным вопросам текущего учебного года на состоявшейся вчера встрече с родителями рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Ключевыми темами для обсуждения стали ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

 

ОГЭ

Главным вопросом, который интересует родителей обучающихся 9-х классов, является вопрос о количестве обязательных к сдаче в следующем календарном году экзаменов. Напомним, порядок проведения ОГЭ в 9-х классах и в прошлые учебные годы был нестабильным – так, в 2020 году сдачу ОГЭ для получения аттестата отменили, итоговые оценки в аттестате выставляли по годовым, а в 2021 году выпускники 9-х классов сдавали только 2 обязательных экзамена – по русскому языку и математике, а экзамены по предметам по выбору проходили в школах в виде контрольных работ.

Как отметил Анзор Музаев, практика полной отмены экзаменов в прошлом году привела к снижению мотивации обучающихся, в связи с чем в текущем году было решено провести 2 экзамена по обязательным предметам, хотя и такой подход глава Рособрнадзора назвал «полурешением», так как результаты показали низкий уровень подготовки, обусловленный тем, что учителя и обучающиеся надеялись, что и в этом году экзаменов не будет. Помимо этого, проведение контрольных работ в рамках ГИА в школах вместо экзаменов по выбору было неудобным для многих школ и в плане организации – из-за этого им пришлось менять расписание, а некоторым – и вовсе отменять занятия или корректировать формат обучения для остальных обучающихся.

Что касается проведения ОГЭ в 2022 году, то Рособрнадзор не торопится принимать конкретное решение по этому вопросу, так как пока неясно, какая эпидемиологическая ситуация будет весной и летом следующего года. «Сейчас объявлять о том, что не будет экзаменов, я не хочу. Постановление, в рамках которого ведомство может варьировать форматы экзаменов и устанавливать количество обязательных экзаменов, действует до 1 января 2022 года, поэтому время на принятие соответствующих решений еще есть», – отметил Анзор Музаев.

Вместе с тем уже идут разговоры о возможном возврате к доковидному порядку проведения ГИА в форме ОГЭ и ГВЭ, и глава Рособрнадзора призывает учителей, родителей и школьников готовиться именно к такому формату экзаменов. Напомним, последний традиционно включает в себя 4 экзамена по следующим учебным предметам:

  • по русскому языку и математике – обязательные учебные предметы;
  • по выбору обучающегося по любым двум учебным предметам – физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, французский, немецкий и испанский), ИКТ (п. 7 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/1513).

Кроме того, если в текущем учебном году будет возвращен старый порядок сдачи ОГЭ, то те обучающиеся, которые не сдали экзамен летом 2021 года и планируют пересдать его в 2022 году, будут делать это по правилам не года выпуска, а текущего учебного года, пояснил эксперт.

Высказался он и по поводу целесообразности включения в число экзаменов по выбору такого предмета, как физическая культура. Анзор Музаев отметил, что физкультура – важный предмет для здоровья, но его сдача в рамках ОГЭ не предусмотрена действующим ФГОС. Поэтому он призвал использовать иные методы популяризации этого предмета, нежели экзамен.

 

ЕГЭ

Большинство вопросов, поступивших в Рособрнадзор, касались порядка проведения ЕГЭ в 2021/2022 учебном году. Анзор Музаев сообщил, что, как и в 9-х классах, в 11-х классах планируется вернуться к старому порядку сдачи ЕГЭ, в частности, включить в перечень обязательных экзаменов для получения аттестата ЕГЭ по базовой математике. В прошлом учебном году было сделано послабление в этой части – выпускникам 11-х классов, которые не планировали поступать в вузы, вместо ЕГЭ нужно было сдать государственный выпускной экзамен по двум предметам – русскому языку и математике, а тем, кто собирался учиться в вузе, – ЕГЭ по необходимым для поступления предметам, а для получения аттестата им было достаточно только результатов ЕГЭ по русскому языку.

При этом увеличивать список предметов, обязательных для сдачи ЕГЭ, не планируется. «Та модель, которая существует, – самодостаточная, мы не планируем вводить какой-то дополнительный обязательный предмет», – отметил глава Рособрнадзора, добавив, что аналогичной позиции придерживается и Минпросвещения России.

Относительно организации досрочного периода сдачи ЕГЭ ситуация не такая однозначная – поскольку сейчас наблюдается рост заболеваемости COVID-19 и, по прогнозам, следующий пик будет приходиться на конец марта – апрель, то есть как раз на тот период, в который обычно проходит досрочный этап сдачи ЕГЭ, поэтому заранее решить вопрос с датами досрочного этапа сдачи экзаменов нет возможности. Предполагается, что если прогнозы оправдаются, то все экзамены пройдут в одну летнюю волну. Более того, в Рособрнадзоре уже задумываются над целесообразностью проведения досрочной сдачи экзаменов. «Когда-то он создавался под ребят, которые участвуют в соревнованиях, для тех, кто болеет и кому предстоит сложное лечение. Но ковидные годы показали, что одной волны с резервными днями вполне хватает всем, поэтому не будет ничего страшного, если досрочный этап перенесут в основной», – подчеркнул глава службы.

Также он обратил внимание, что досрочная волна – это не дополнительный шанс, предоставляющий возможность выпускникам в случае неудачной сдачи пересдать экзамен в основной этап. Он создан только для тех обучающихся, которые по объективным причинам не смогут сдать ЕГЭ в основной этап. Единственный шанс для пересдачи есть у тех выпускников, которые ранее не сдали один из обязательных предметов – русский язык или математику. Они могут пересдать соответствующий предмет в досрочный период для получения школьного аттестата. Что касается предметов по выбору, которые необходимы выпускнику для поступления в вуз, то их можно сдать не в ближайшую волну ЕГЭ, а только через год, напомнил Анзор Музаев.

Поднимался и вопрос о возможности организации дистанционного формата сдачи ЕГЭ для тех учеников, которые находятся на самоизоляции в связи с контактом с больным новой коронавирусной инфекцией. Глава Рособрнадзора отметил, что практика проведения экзаменов на дому существует, но она предусмотрена для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. А так как COVID-19 является инфекционным заболеванием, то служба никогда не собиралась и не собирается экспериментировать с организацией пунктов приема экзамена на дому в этом случае. Дистанционный формат сдачи ЕГЭ тоже не предусмотрен – технологии такой нет и не планируется. Для этого специально предусмотрен дополнительный этап сдачи экзаменов. «В течение почти двух месяцев идут экзамены, и даже те, кто переболел или попал на самоизоляцию, за этот период имеют возможность пересдать экзамены», – отметил Анзор Музаев, добавив, что за 2 года ни одной жалобы на то, что кто-то по этой причине не успел сдать экзамены, не поступало.

В ходе встречи Начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособорнадзора Нино Бугулова развеяла миф о том, что те выпускники, которые не планируют поступать в вуз, могут сдать ЕГЭ в форме ГВЭ. Она напомнила, что последний формат введен для определенных категорий выпускников – дети-инвалиды, выпускники с ограниченными возможностями здоровья, выпускники, обучающиеся в учреждениях исполнения наказаний и т. п. «ЕГЭ же – это основная форма итоговой аттестации, которую проходят все обучающиеся», – заключила эксперт.

Между тем Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова сообщила о проводимой работе по разработке линии заданий, в том числе для обновления единого банка ЕГЭ. Такую работу, по ее словам, планируется завершить до конца года. Изменения коснутся лишь части заданий: в среднем в каждом КИМ поменяется не более 3-4 заданий – причем изменится только форма, а не содержание. С форматами заданий можно ознакомиться и в демонстрационном варианте, а с января – в едином банке ЕГЭ и навигаторе подготовки, в котором будут разобраны эти новые задания, чтобы обеспечить более успешную подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.

В свою очередь, Анзор Музаев прокомментировал возможные риски от перехода с классической технологии распечатывания КИМ в аудиториях со специальных дисков на технологию передачи КИМ по сети Интернет. Он заверил, что такая технология никак не влияет на продолжительность времени ожидания начала экзамена в аудитории – от нее не зависит скорость печати и при правильной организации процедуры в среднем по стране это занимает порядка 15 минут.

На мероприятии были затронуты также вопросы, касающиеся планов по использованию компьютерного формата сдачи ЕГЭ не только по информатике, но и по другим предметам – такие идеи есть, но возможности обеспечить всем школам технологическую составляющую этого процесса пока нет. При этом такая реализация увеличит период проведения экзаменов, так как из-за отсутствия необходимого количества оборудования в единый момент по часовым поясам организовать экзамен не получится, а это приведет к негативной реакции со стороны родителей. Но исключать, что технология поэтапно рано или поздно все равно будет внедряться в ЕГЭ по некоторым предметам, может, даже в части, глава Рособрнадзора не торопится. Он допускает переход на цифровую сдачу экзамена, но точно не в ближайшие годы.

В рамках темы ЕГЭ поднимался и вопрос о досрочной сдаче экзамена 10-классниками. Такая возможность в порядке проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования имеется. По общему правилу, к экзаменам по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X-XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения (абз. 3 п. 10 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512). Это возможно, если обучающийся учится по индивидуальному плану, освоил программу досрочно и успел подать заявление на досрочную сдачу ЕГЭ до 1 февраля. Но если он экзамен не сдаст, то пересдать его в 11 классе не сможет. Именно этот подход некоторые родители считают несправедливым – ведь у выпускников 11-х классов есть шанс улучшить результаты ранее сданного ЕГЭ, пересдав его, а у обучающихся 10-х классов такой возможности нет. Но Анзор Музаев считает, что здесь проблема не в шансах, а глубже – в знаниях и уровне подготовки. «Все ребята, которые целенаправленно спокойно в отведенные сроки готовятся со своими преподавателями, в том числе выстраивают правильно план действий и подготовки, спокойно сдают экзамены в отведенные им периоды, и им дополнительных попыток не требуется», – заключил он. Всем, кто хочет просто оценить уровень своих знаний, эксперт советует сдавать пробные экзамены в региональных центрах оценки качества образования.

Также на мероприятии говорили о:

  • форме одежды для сдачи экзаменов – в порядке проведения экзаменов конкретные требования к форме одежды отсутствуют, но устоявшаяся годами традиция «наряжаться на экзамен, как на праздник» сохраняется, также определенные предписания по этому вопросу могут выпускать школы;
  • возможности выбора для сдачи экзамена в 11 классе того предмета, который не включен в индивидуальный учебный план конкретного обучающегося: «ЕГЭ можно выбирать по любому предмету, который включен в перечень предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ», – пояснила Нино Бугулова;
  • исключении из экзаменов по истории и обществознанию сочинения и сокращении продолжительности сдачи экзаменов – такое решение было принято в связи с тем, что сочинения «свелись к банальному натаскиванию» и превратились в шаблонные сочинения, которые не несут в себе никакого содержательного значения, а поскольку они были самыми объемными по времени выполнения, соответственно, сократилось время экзамена;
  • сроках опубликования демонстрационных вариантов ЕГЭ – не позднее начала ноября;
  • изменениях в КИМ по профильной математике – профильная математика избавилась от балласта, которая мало дифференцировала обучающихся по уровню подготовленности, базовые задания в ней заменены на задания, которые дают выпускникам больше возможностей проявить себя;
  • достоверности публикуемой в СМИ информации относительно проведения ЕГЭ и ОГЭ – Анзор Музаев призвал всех перепроверять достоверность инфоповодов на официальных ресурсах – сайтах Рособрнадзора, ФИПИ, Федерального института оценки качества образования.

 

ВПР

Часть вопросов родителей касалась проведения Всероссийских проверочных работ. Очевидно, что здесь основным вектором работы Рособрнадзора совместно с Минпросвещения России будет исполнение недавно данного Президентом РФ Владимиром Путиным поручения в части организации исследования количества проводимых в школах контрольных работ, включая ВПР, и при необходимости – оптимизация всех видов таких работ. «Мы сейчас эту работу завершаем и в ближайшее время выйдет совместное письмо», – заверил глава Рособрнадзора.

К дискуссии на эту тему подключился и Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко. Он отметил, что, как правило, избыточная нагрузка возникает, когда начинают давать разные работы одновременно – например, вместе с ВПР школы проводят свои итоговые контрольные работы. Хотя Минпросвещения России призывает отказаться от дополнительной контрольной работы и засчитывать результаты ВПР в том числе как результаты итоговой контрольной работы, тем самым уменьшая нагрузку на детей.

Что касается ситуаций, когда в ВПР есть задания, которые обучающиеся еще не проходили в рамках учебной программы, то еще в прошлом году были выпущены разъяснения, согласно которым такие задания оценивать не надо. «Но школы проигнорировали эти рекомендации», – отметил Анзор Музаев. В связи с этим он высказал предложение на каждом конверте с заданиями ВПР, который поступает в школу, разместить краткие рекомендации по ключевым моментам. Он акцентировал внимание, что ВПР не направлены на то, чтобы кого-то наказать и «вывести на чистую воду». Хотя практика их проведения показывает, что есть школы и даже отдельные муниципалитеты, которые необъективно оценивают знания своих учеников, завышая оценки. «Благодаря анализу по итогам ВПР, по итогам экзаменов в 9-х и 11-х классах, мы по каждой школе сейчас фактически имеем картинку, какие дефициты испытывает конкретный ребенок, конкретный учитель. Это позволило впервые определить школы, которые имеют дефициты. И впервые стартовала программа «500+» в рамках работы со школами, которым надо помочь ликвидировать дефициты учителей и вывести их на общий средний уровень», – подытожил глава службы.

Также эксперт оценил целесообразность предложения о подготовке единой образовательной программы по всей стране по каждому предмету с помесячными темами и последовательностью их изучения – такое предложение нацелено на исключение ситуаций, когда на дату написания ВПР школьники изучили не все темы, и перед проверочными работами учителя пытаются «на скорую руку» подготовить детей и объяснить им неизвестные темы. Анзор Музаев подчеркнул, что ВПР проводятся в соответствии с ФГОС и должны им соответствовать. При этом Минпросвещения России уже занимается подготовкой примерных образовательных программ и в скором времени доведет их до сведения школ. «COVID-19 показал, что отсутствие единого образовательного пространства, единого расписания, единых учебников, единых программ не позволило в кратчайшие сроки, даже используя такие инструменты, как телевидение, Интернет и т. д., обеспечить, чтобы все дети получили одинаковые качественные материалы», – подчеркнул он.

В ходе мероприятия Анзор Музаев высказался и по вопросу частоты проведения ВПР. Он отметил, что собственно ВПР проводятся только весной, но в школах наметилась тенденция проведения иных контрольных работ по типу ВПР, чтобы мотивировать учеников более серьезно готовиться к подобным работам. «И любую контрольную в школе с 1 сентября называют ВПР. Так называемые предВПР, подготовительные ВПР и пробные ВПР», – заметил глава службы. Он рассказал, что в ближайшее время планируется организовать прием на специальную электронную почту обращений родителей, касающихся частоты проведения контрольных работ. По итогам этих обращений в рамках контрольно-надзорной деятельности с отдельными школами и учителями будут проводиться разъяснения, поскольку «натаскивать» на контрольные, на экзамены в 9-х и 11-х классах нет никакого смысла. «Если грамотно, используя правильное планирование и правильные методики, вести преподавание, то никаких предВПР, предЕГЭ, предОГЭ, тренировочных экзаменов проводить не надо», – заключил руководитель Рособрнадзора.

Напомним, что сроки проведения ВПР в 2022 году уже утверждены Приказом Рособрнадзора от 16 августа 2021 г. № 1139. Они строго не регламентированы, в документе установлен только общий период – с 1 марта до конца мая, а право выбрать конкретные даты проведения ВПР в рамках указанного временного промежутка предоставлено самим школам.

 

***
Завершая Всероссийскую встречу с родителями, Анзор Музаев отметил, что Рособрнадзор будет делать все, чтобы не создавать дополнительных неудобств для выпускников и родителей. При этом все решения будут приниматься с учетом эпидемиологических условий, обусловливающих в том числе и формат обучения. При этом подходы для проведения экзаменов в 2022 году, например, в части формата экзаменов, их количества, периодов сдачи и т. п., должны быть утверждены уже в ближайшие месяцы – максимум до 1 декабря.

Более того, в течение всего учебного года продолжится активное информационное сопровождение – будут работать горячие линии, электронные почтовые ящики для приема обращений педагогов, обучающихся и их родителей по любым вопросам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть