Транспорт

До внесения изменений в КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности отсчитывается только со дня совершения правонарушения

© loriklaszlo / Фотобанк Фотодженика

Конституционный Суд РФ принял постановление о расчете срока, в течение которого нарушителю может быть назначено административное наказание. Поводом стала жалоба рассерженной автоледи – 22 декабря она стала участником ДТП, а постановление о лишении ее прав суд вынес 22 марта следующего года. Если отсчитывать срок давности привлечения к ответственности со дня ДТП (то есть со дня совершения правонарушения, как это прямо установлено в последней фразе ч. 1 ст. 4.5 КоАП), то суд «опоздал» с наказанием, а постановление следовало бы выносить, максимум, 21 марта (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2022 г. № 19-П).

Однако суды (всех инстанций – от мирового до ВС РФ) сочли, что сроки не нарушены, потому что три месяца следует отсчитывать не с 22 декабря – дня совершения правонарушения, а с 23 декабря – потому что согласно п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г.№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Автоледи сочла, что раз слова «со дня совершения административного правонарушения» (слова, которыми заканчивается ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) суды толкуют совершенно иначе, то корень зла – именно в неопределенности этих слов, и пожаловалась в КС РФ на неконституционность ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по мотивам ее неопределенности (в этом, действительно, усматривается противоречие ст. 18, ст. 19 (ч. 1) и ст. 55 (ч.3) Конституции РФ).

НАША СПРАВКА

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Все справки (75+)

Конституционный Суд РФ согласился с этими доводами и признал спорную норму неконституционной, отметив следующее:

  • Госдума, Совет Федерации и Президент РФ должны проявлять надлежащую заботу о качестве устанавливаемых ими правовых норм, с тем чтобы исключить их неоднозначную интерпретацию в правоприменительной практике. Этому требованию спорная норма не удовлетворяет;
  • методология оценки конституционности правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности, имеющих пресекательный характер и установленных ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, разработана Конституционным Судом РФ и сформулирована в целом ряде вынесенных им ранее решений;
  • исходя из смысла положений ст. 4.5 КоАП РФ вполне допустимо их понимание как предусматривающих, что днем, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является, по общему правилу, день совершения (обнаружения) административного правонарушения;
  • это не противоречит ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Потому что в примечании к этой статье указано, что она не применяется, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков. Во всяком случае, системный анализ взаимосвязанных предписаний, предусмотренных ч. 1 ст. 4.5. и ч. 1 и примечанием к ст. 4.8 КоАП РФ, позволяет избежать неразрешимой неопределенности относительно правил исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, так как их совместная интерпретация, по сути, означает, что данный срок должен начинать исчисляться со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения;
  • однако такое понимание правил исчисления срока давности привлечения к административной ответственности не находит поддержки даже у Верховного Суда РФ, разъяснившего в целях обеспечения единообразия судебной практики в п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. года № 5, что срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться не со дня совершения правонарушения, а по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения;
  • при этом правовые позиции ВС РФ касательно сроков давности привлечения к административной ответственности (все – из упомянутого Пленума ВС РФ № 5) вообще не вполне последовательны, так, при длящемся административном правонарушении ВС РФ предписывает начинать отсчет срока давности со дня обнаружения административного правонарушения (абз. 3 п. 14); при этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об АП, выявило факт его совершения. Что же касается административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, то в силу абз.4 п. 14 постановления Пленума ВС № 5 срок давности привлечения к ней начинает течь с момента наступления указанного срока. Этим допускается возможность, по крайней мере в зависимости от категории правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действия или бездействие), по-разному определять начало исчисления срока давности. Несмотря на то что именно в КоАП РФ не содержится нормативных оснований для такой дифференциации начала течения срока давности, это не может не оказывать определенного негативного влияния на решение этого вопроса при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;
  • судебная же практика – и после издания постановления Пленума ВС № 5 – не отличается устоявшимся единообразием в вопросе определения начала исчисления срока давности привлечения к административной ответственности; при этом даже в некоторых актах ВС РФ защищается подход, что срок давности привлечения исчисляется именно со дня совершения правонарушения, а не со следующего за ним дня;
  • наконец, в вопросе подходов к исчислению сроков привлечения к ответственности можно обратиться к правилам исчисления аналогичных сроков в уголовном процессе, ведь административная ответственность и уголовная ответственность имеют схожие задачи, базируются на рядоположенных принципах, преследуют общую цель защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка и, по сути, во многом дополняют друг друга. Так вот, ч. 2 ст. 78 Уголовного кодекса требует исчислять сроки давности привлечения к уголовной ответственности со дня совершения преступления (точно также, как и ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ – со дня совершения проступка). Тем не менее «разъясняющий» эту норму п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 19 устанавливает, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо); при этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день;
  • это вовсе не значит, что регламентация сроков давности привлечения в КоАП РФ и в УК РФ должна совпадать (хотя это было бы предпочтительно), но это определенно значит, что соответствующее различие должно быть установлено в самих УК РФ и КоАП РФ, а не посредством «достаточно свободной судебной интерпретации» одинаковых правил, установленных КоАП РФ и УК РФ;
  • таким образом, до законодательного устранения дефектов, присущих правилам исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности (при том что эти дефекты мешают и однозначно уяснить ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и соотнести ее с иными правилами, в первую очередь, со ст. 4.8 КоАП РФ), спорная норма не может восприниматься как согласующаяся с общеправовым критерием определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования, выступающего co№ditio si№e qua №o№ правового государства, верховенства закона и юридического равенства;
  • в силу чего ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ признается не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений, и тем самым допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Законодателю предписано незамедлительно принять меры по устранению неопределенности в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности.

Впредь до соответствующих поправок в КоАП РФ исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.

А дело заявительницы должно быть пересмотрено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть