Судебная практика

Cуд: правило о возможности посещения музея с детской коляской в конкретный день недели само по себе права потребителей не ущемляет

© bakharev / Фотобанк Фотодженика

Суд отменил штраф музею современного искусства, который не пропускал посетителей с билетом в музей и детской коляской в любые дни недели, кроме понедельника (Постановление Тринадцатого ААС от 15 июля 2022 г. № 13АП-12123/22).

Жалобу на такое «некультурное» обращение в культурной столице России подала молодая мамочка: билет ей продали, а пустить внутрь с детской коляской и малышом категорически отказались: либо сажайте ребенка в слинг, либо приходите в понедельник.

Обязательно ли направлять досудебную претензию в соответствии с законом о защите прав потребителей? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга» в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

В управлении Роспотребнадзора мамочку с сочувствием выслушали и нашли, что это идеальный повод для проведения контрольной закупки. В назначенный день для ознакомления с текущей ситуацией в искусстве в музей явилась «подставная» мамочка с коляской, приобрела билет и была остановлена служителем музея.

Роспотребнадзор расценил это в качестве правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя):

  • после заключения публичного договора гражданину с детской коляской, в которой находился малолетний ребенок, было отказано в посещении музея, при этом информация о невозможности посещения музея с детской коляской не была доведена до заключения договора, кассир сообщила о данном обстоятельстве после покупки билета; сотрудником музея было предложено посетить музей в другой день (понедельник) либо оставить коляску на входе и использовать слинг,
  • а главное, установление понедельника как единственного дня, когда граждане с колясками могут реализовать свое право на посещение музея, носит дискриминационный характер по отношению к лицам с колясками, приравненным к маломобильной группе населения. И тем самым нарушает требования п. 1 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», п. 1 Требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, утв. приказом Минкультуры России от 9 сентября 2015 г. № 2400, пункта 3.13 СП СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

Ведомство оштрафовало музей на 12 тыс. руб. и вдобавок вынесло представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Однако позиция Роспотребнадзора не нашла поддержки у судей арбитражного суда:

  • частью 2 ст. 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя;
  • между тем, в Правилах предоставления возможности посещения музея, размещенных на его официальном сайте и являющихся публичным договором, отсутствуют условия о запрете на посещение музея маломобильными гражданами;
  • в оспариваемом постановлении Управлением также не указано, какое конкретно условие устного (письменного) договора между потребителем и Обществом ущемляет права потребителя, поскольку сам факт неоказания услуги, на который ссылается Управление, не свидетельствует о включении в публичный договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя;
  • отказ в обслуживании посетителя, отказ в доступе посетителям с детскими колясками в помещения музея в его рабочие часы не образует объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя);
  • материалами дела (в том числе видеозаписью контрольного мероприятия) не подтверждается, что имел место отказ в посещении музея посетителям с детьми в колясках, напротив таким посетителям предложено посетить музей в другой день (понедельник) либо оставить коляску на входе и использовать слинг;
  • само по себе установление конкретного дня для посещения помещений музея с детьми в колясках не свидетельствует об ущемлении прав потребителей, учитывая возможность в любой другой день оставить коляску на входе и использовать слинг;
  • при этом на официальном сайте музея размещена в свободном доступе информация о посещении музея с коляской: «Самое удобное время для визита с маленьким ребенком – понедельник. Специально для гостей с детским «транспортом» в этот день организован удобный выход из здания через турникет на 1 этаже. В остальные дни детские коляски можно оставлять на специальной «парковке» в здании музея. На время прогулки по музею мы рекомендуем посетителям с маленькими детьми иметь при себе собственный слинг»;
  • соответственно, потребитель, собираясь посетить музей, имеет возможность ознакомиться с правилами его посещения, размещенными на сайте музея;
  • билеты в музей приобретаются не на конкретную дату, а действуют в течение 365 дней, на что указано в Правилах предоставления возможности посещения музея, что дает возможность посещения музея в том числе по понедельникам, когда создаются специальные условия для гостей с детскими колясками;
  • следовательно, никакого состава правонарушения в действиях музея не имеется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть